Как проверить актуатор турбины?

09.10.2024
Когда мотор автомобиля функционирует на повышенных оборотах, турбонагнетатель важно защитить от вероятных перегрузок. Для этого комплекс турбонаддува дополняют электронным актуатором. По сути, это клапан, способный выпускать выходящие наружу отработавшие газы. В итоге лишнее давление не воздействует на турбонагнетатель.

Виды и особенности работы актуаторов турбин

Актуаторы делят на механические и электронные. Классический механический элемент функционирует по принципу воздействия давления выхлопных газов. Так, в стандартном положении пружина устройства фиксирует мембрану. При росте давления клапанная заслонка уже не фиксируется, и определенный объем газов уходит мимо крыльчатки. В таком случае регулируется скорость вращения турбины.

В электронном актуаторе турбины за управление отвечает специальный блок двигателя. Он получает данные от датчиков, расположенных в разных расходных частях. На основе анализа данных блок отправляет на актуатор команды: закрыть или открыть клапан.  

Как понять, что актуатор сломан?

Главные признаки поломки актуатора — посторонние шумы, свист турбины при нажатии на педаль газа и выключении двигателя, снижение мощности наддува. Обычно из строя выходят электронные элементы, компоненты электрического мотора, узлы приводного звена, контроллеры.

Точная диагностика электронного актуатора возможна только в профессиональных заводских условиях. Для начала специалист СТО проверяет работоспособность актуатора с помощью тестера. Проверку можно проводить непосредственно на авто или на снятом актуаторе. Во время диагностики анализируется электронная часть, а также клапаны.

Можно диагностировать актуатор самостоятельно?

Если актуатор выходит из строя, работа турбины на предельных режимах вращения провоцирует рост температуры подшипников. Если это происходит часто — агрегат выйдет из строя. Чтобы не допустить этого, можно и нужно регулярно диагностировать актуатор самостоятельно.

Важно: первую диагностику актуатора необходимо выполнять на правильно настроенном моторе. Чтобы выполнить проверку, достаточно несколько раз нажать на акселератор «на месте». В процессе нужно наблюдать за рычагом актуатора или штоком. Важно запомнить, на каком показателе оборотов шток начнет двигаться. Этот показатель станет контрольным: на него водитель будет ориентироваться, осуществляя следующие проверки.

Конечно, этот способ дает приблизительные данные. Более точные показатели можно получить только на стенде, в специализированной СТО.

Что не рекомендуется делать самостоятельно — так это проводить ремонт актуатора. Сделать это без заводского оборудования, оригинальных запчастей и подходящей квалификации невозможно. 

Чтобы продлить эксплуатационный срок актуатора, важно не прибегать к резкому стилю вождения, пользоваться качественным маслом и топливом, своевременно проводить техобслуживание автомобиля.

Поделитесь статьей