Потемневшее = черное?
Важно понимать, что потемнение и почернение масла - это совершенно разные явления. В двигателях с небольшим пробегом после заливки масло может сохранить свой янтарный или медово-коричневый цвет. Во всех остальных случаях оно неизбежно станет темнее через некоторое время.
Истинные причины потемнения
- Очистка двигателя: Моторное масло, кроме смазки, выполняет функцию очистки. Моющие присадки растворяют продукты неполного сгорания топлива, которые, циркулируя в масле, придают ему темную окраску.
- Остатки старого масла: При замене невозможно полностью удалить старое масло. Смешиваясь с новым, оно делает его более темным.
- Присадки: Некоторые используемые присадки могут вызвать потемнение.
- Условия эксплуатации: Интенсивные нагрузки, езда в экстремальных условиях, загрязнение воздуха - все это может привести к более быстрому потемнению масла.
Когда потемнение указывает на конкретную проблему?
Но менять цвет масло может и по более серьезным причинам, игнорирование которых способно привести к серьезным последствиям. Для исключения этого необходимо обратить внимание на следующие факторы:
- Пробег автомобиля: Если масло потемнело после 1-2 тыс километров пробега, это может свидетельствовать о проблемах с двигателем.
- Уровень масла: Если он быстро снижается, это может свидетельствовать о его выгорании или утечке.
- Консистенция масла: Если масло стало густым или в нем появились примеси, это может свидетельствовать о его непригодности.
- Производитель продукции: несертифицированная продукция часто изготавливается с нарушением норм, экономия на специальных присадках приводит к окислению масла и изменению его цвета.
- Состояние масляного фильтра авто: если он не был заменен во время последней замены масла, то загрязнение будет логичным.
Но потемнение моторного масла - это скорее норма, чем показатель к серьезному ремонту. Если давление масла и его уровень в системе смазки остаются в пределах нормы, двигатель не перегревается и не срабатывает датчик Check Engine, продолжайте эксплуатацию автомобиля, помня о плановой замене моторного масла, которая у разных автомобилей составляет от 5 до 20 тыс. км.
А вот если масло почернело...
Если после вытирания масляного щупа вы заметили четкие черные следы, то это говорит о сгорании масла в двигателе. Чаще всего это происходит при значительном износе поршневой группы и сопровождается характерным горелым запахом. Излишки бензина попадают в смазку, что меняет ее характеристики, делая непригодной для дальнейшего использования. Одновременно можно наблюдать повышенное потребление горючего и снижение мощности двигателя.
Также причиной почернения может быть и перегрев масла в двигателе. При неправильно выбранной вязкости и частой эксплуатации на высоких оборотах масло работает на пределе своих возможностей и начинает закипать. При высокой температуре оно растворяет в себе все вредные примеси, в результате чего, цвет может становится черным, а не темным. Дальнейшая эксплуатация на таком масле нецелесообразна, поскольку оно не только не обладает очищающими свойствами, но и наоборот, может привести к неисправности масляного насоса и других агрегатов.
Поэтому, обнаружив на щупе густую черную массу или жидкую масляную эмульсию, немедленно отправляйтесь в сервисный центр - двигатель вашей машины требует неотложной диагностики и дальнейшего ремонта.