Особенности дизельной турбины
Если в автомобиле возросло потребление топлива, если он странно шумит при движении, а выхлоп стал черным или белым, нужно ехать в СТО для технической диагностики турбины. По каким причинам возникают эти симптомы? Есть несколько характерных факторов.
Особенности конструкции
Дизельные моторы комплектуют VNT турбинами (ТИГ или турбины с изменяющейся геометрией). И вместо классических перепускных клапанов предусмотрена крыльчатка. Она перенаправляет отработанные газы. Ее принцип работы схож на функции клапанов: управляет процессами вакуумная система. ТИГ турбина не функционирует, если закрыты направляющие лопасти, а отработанные газы не направляются через коллектор.
Проблема в том, что на турбину с изменяющейся геометрией негативно действует высокотемпературный режим. Поэтому они могут работать только в дизельных двигателях: температура выхлопа у них ниже по сравнению с бензиновыми.
Ресурс эксплуатации
Турбина дизельного мотора — надежный агрегат с длительным эксплуатационным сроком. В ней все сделано для того, чтобы система работала без сбоев. Так и бывает — при условии своевременного обслуживания, применения качественного топлива, соблюдения периодичности замены масла и других правил эксплуатации.
В таких случаях турбокомпрессор без проблем работает, и его ресурса хватает примерно на 200 тыс. км пробега. Если же нарушать правила, ресурс сократится в среднем до 50 тыс. км.
Почему снижается мощность турбины?
Есть несколько причин, из-за которых нарушается работа турбокомпрессора дизельного двигателя:
- мало смазки. Этот фактор значительно сокращает эксплуатационный срок турбины. Проблема возникает из-за закупорки магистралей, загрязнений системы, грязных фильтров, некачественного топлива;
- парковка «по-горячему». Турбированные автомобили нельзя глушить сразу после длительной или интенсивной езды. Поэтому важно дать двигателю несколько минут поработать на холостых оборотах;
- углеродистое содержимое в масле. Если в масле много углерода, он будет откладываться к турбокомпрессоре. В процессе возникнет дисбаланс, и агрегат сломается;
- неправильная работа выхлопной системы: рост давления выхлопа из-за закупорки сажевого фильтра. В итоге газы в компрессоре интенсивно воздействуют на вал и значительно растет нагрузка. Один из факторов проявления проблемы — свист турбины;
- попадание через воздухозаборники инородных элементов. Они повреждают лопасти, нарушают их баланс, приводят к раннему износу вала, подшипников.
Если снизилась мощность дизельной турбины, а процесс езды сопровождается свистом, увеличенным расходом топлива, цветным выхлопом — важно не планировать длительных поездок и как можно быстрее обратиться в СТО для квалифицированной диагностики турбины.