Потеря мощности дизельной турбины: причины и признаки

09.10.2024
Правильно функционирующая турбина в дизельном моторе способна обеспечить увеличение полезной мощности без необходимости увеличивать объем цилиндров. Когда турбонагнетатель выходит из строя, это сразу заметно по сниженной мощности двигателя. Рассмотрим, на каким причинам теряется мощность, как определить причину и когда обращаться за профессиональной помощью.

Особенности дизельной турбины

Если в автомобиле возросло потребление топлива, если он странно шумит при движении, а выхлоп стал черным или белым, нужно ехать в СТО для технической диагностики турбины. По каким причинам возникают эти симптомы? Есть несколько характерных факторов.

Особенности конструкции

Дизельные моторы комплектуют VNT турбинами (ТИГ или турбины с изменяющейся геометрией). И вместо классических перепускных клапанов предусмотрена крыльчатка. Она перенаправляет отработанные газы. Ее принцип работы схож на функции клапанов: управляет процессами вакуумная система. ТИГ турбина не функционирует, если закрыты направляющие лопасти, а отработанные газы не направляются через коллектор.

Проблема в том, что на турбину с изменяющейся геометрией негативно действует высокотемпературный режим. Поэтому они могут работать только в дизельных двигателях: температура выхлопа у них ниже по сравнению с бензиновыми.

Ресурс эксплуатации

Турбина дизельного мотора — надежный агрегат с длительным эксплуатационным сроком. В ней все сделано для того, чтобы система работала без сбоев. Так и бывает — при условии своевременного обслуживания, применения качественного топлива, соблюдения периодичности замены масла и других правил эксплуатации.

В таких случаях турбокомпрессор без проблем работает, и его ресурса хватает примерно на 200 тыс. км пробега. Если же нарушать правила, ресурс сократится в среднем до 50 тыс. км.

Почему снижается мощность турбины?

Есть несколько причин, из-за которых нарушается работа турбокомпрессора дизельного двигателя:

  • мало смазки. Этот фактор значительно сокращает эксплуатационный срок турбины. Проблема возникает из-за закупорки магистралей, загрязнений системы, грязных фильтров, некачественного топлива;
  • парковка «по-горячему». Турбированные автомобили нельзя глушить сразу после длительной или интенсивной езды. Поэтому важно дать двигателю несколько минут поработать на холостых оборотах;
  • углеродистое содержимое в масле. Если в масле много углерода, он будет откладываться к турбокомпрессоре. В процессе возникнет дисбаланс, и агрегат сломается;
  • неправильная работа выхлопной системы: рост давления выхлопа из-за закупорки сажевого фильтра. В итоге газы в компрессоре интенсивно воздействуют на вал и значительно растет нагрузка. Один из факторов проявления проблемы — свист турбины;
  • попадание через воздухозаборники инородных элементов. Они повреждают лопасти, нарушают их баланс, приводят к раннему износу вала, подшипников. 

Если снизилась мощность дизельной турбины, а процесс езды сопровождается свистом, увеличенным расходом топлива, цветным выхлопом — важно не планировать длительных поездок и как можно быстрее обратиться в СТО для квалифицированной диагностики турбины.

Поделитесь статьей